Общественный совет при Пермском УФАС России обсудил вопросы государственных и муниципальных закупок в регионе
Общественный совет при Пермском УФАС России обсудил вопросы закупок в регионе с министром по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края Алексеем Зарубиным Как сообщил Алексей Зарубин,
Общественный совет при Пермском УФАС России обсудил вопросы закупок в регионе с министром по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края Алексеем Зарубиным
Как сообщил Алексей Зарубин, в Пермском крае в 2023 году по Закону о контрактной системе (№44-ФЗ) было заключено более 220 тысяч контрактов, из них расторгнуто менее 5%. Основная причина расторжения – соглашение сторон. При этом руководитель Пермского УФАС Александр Плаксин предупредил о том, что антимонопольный орган настоятельно рекомендует заказчикам использовать механизм одностороннего расторжения контрактов в случае ненадлежащего исполнения контракта поставщиком. Если заказчик заменил одностороннее расторжение контракта на расторжение по соглашению сторон, то УФАС может возбудить в отношении заказчика антимонопольное дело о нарушении Закона о защите конкуренции*.
Кроме того, министр сообщил, что объем закупок за 2023 год по Закону о контрактной системе (№44-ФЗ) в Пермском крае составил около 160 млрд рублей с учетом региональных и муниципальных средств, по Закону о закупках (№ 223-ФЗ) – около 30 млрд рублей.
В 2023 году доля государственных и муниципальных закупок Пермского края у СМП (субъекты малого и среднего предпринимательства) и СОНКО (социально ориентированные некоммерческие организации) составила 30 % или 18,8 млрд рублей, что на 6,2% меньше по сравнению с 2022 годом, но выше установленного Законом № 44-ФЗ размера (25 %).
Как пояснил Алексей Зарубин, снижение доли закупок у СМП и СОНКО связано, прежде всего, с ростом общего объема закупок за вычетом установленных исключений (закупок у единственного поставщика, закрытых способов и других).
В ходе заседания Общественный совет обсудил практику Пермского УФАС России по включению сведений о недобросовестных поставщиках, контракты с которым расторгнуты в судебном или одностороннем порядке, в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП).
Как сообщил руководитель Пермского УФАС Александр Плаксин, в 2023 году в антимонопольный орган поступило 192 обращения заказчиков о включении в РНП участников, уклонившихся от заключения контракта, из них включено в РНП 38 лиц. За текущий период 2024 года в УФАС поступило 81 аналогичное обращение, из них включено в РНП 16 лиц.
В УФАС в 2023 году также поступило 273 обращения о включении в РНП участников, с которыми контракты расторгнуты в одностороннем порядке, из них в РНП включено 123 лица. За текущий период 2024 года в УФАС поступило 100 аналогичных обращений, из них включено в РНП 43 лица.
Около трети всех лиц, включенных в РНП, приходится на сферу медицинских закупок, еще треть – на дорожное строительство и содержание дорог.
Как отметил Александр Плаксин, основная причина роста обращений в 2023 году – невозможность исполнения контракта в связи с обстоятельствами непреодолимой силы. В их числе – экономические ограничения, санкции, проблемы с логистикой и другие.
Добавим, что в конце 2023 года Общественный совет при Пермском УФАС направил в Министерство по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края ряд предложений по борьбе с недобросовестными участниками закупок, которые представляют на конкурс для оценки опыта поддельные документы.
Некоторые предложения уже начали реализовывать на федеральном уровне. На Форуме Госзаказ ФАС России представила новый инструмент службы по установлению в составе заявок недостоверных сведений. ФАС России начала вести реестр предоставленных недостоверных договоров, который содержит сведения об участниках, реквизитах договора и его предмете. Реестр позволяет заказчикам при рассмотрении и оценке заявок проверять документы, представленные участниками закупки.
Общественный совет также обсудил вопросы о занижении заказчиками начальных цен контрактов при объявлении конкурентных закупок и рекомендовал Министерству рассмотреть вопрос о разработке на уровне Пермского края методических рекомендаций для региональных заказчиков по расчету начальных цен контрактов (НМЦК) с применением при необходимости понижающих коэффициентов к итоговой цене до размера выделенного заказчику лимита денежных средств (в случае, если расчетная цена превышает лимит денежных средств).
Напомним, что с деятельностью Общественного совета при Пермском УФАС России можно ознакомиться на сайте антимонопольного ведомства: Общественный совет при Пермском УФАС России | Пермское УФАС (fas.gov.ru)
Справочно:
*статья 15 Закона о защите конкуренции.
Последние новости
Разработка туристической схемы для макротерритории «Большой Урал»
Видеоконференция собрала представителей различных министерств для обсуждения перспектив развития туризма.
Прямая линия по вопросам транспортного обслуживания в Перми
Граждане смогут обратиться с жалобами на качество транспортных услуг.
Заседание прокуратуры Пермского края: итоги и меры по улучшению правопорядка
Обсуждение состояния законности и трудовых прав граждан в регионе.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку