Сами с мечтами. Большое интервью с бывшим вице-губернатором Олегом Ощепковым
Олег Ощепков, предприниматель и бывший вице-губернатор Пермского края, – о культурном драйвере, нетривиальности Чиркунова, привлечении миллиардеров в регион и знаковых ресторанах нулевых.
Олег Евгеньевич, вы ведете активную деятельность в Пермском крае на протяжении нескольких десятков лет, в том числе был опыт работы на госслужбе. В одном из первых интервью после назначения на пост вице-губернатора в 2005 году вы говорили, что регион должен стать территорией успеха для жителей. На ваш взгляд, удалось ли этого достичь к сегодняшнему дню?
– На официальную статистику не претендую, но как человек, который все это время жил в Перми, убежден: так и есть. Город точно стал более комфортным, начиная с транспортной системы и заканчивая внешним видом улиц и домов. Улучшилось качество дорог и услуг, в том числе и информационных. Все это позитивно сказалось на развитии малого предпринимательства. Например, если говорить о ресторанном бизнесе, который я представляю сегодня, – думаю, край в первой десятке среди регионов по качеству и по количеству гастрономических проектов. Мы сильно выросли в этом направлении за последние 5-10 лет.
Наблюдались ли какие-то пиковые точки бурного развития, или край менялся постепенно?
– Особая активность пришлась на период «культурной революции» в 2008-2011 годах. И, совершенно точно, наблюдается последние лет пять. Связано это, в том числе, и с концентрацией усилий и ресурсов при подготовке к празднованию 300-летия Перми.
Вы, пожалуй, стали первым вице-губернатором в Пермском крае, перед которым поставили задачу по созданию и продвижению имиджа региона. Как велась работа в этом направлении?
– Начнем с того, что губернатор той поры Олег Чиркунов стал главной медийной фигурой. Помню его фразу: «У города должна быть мечта». Это действительно важно как в плане развития территории, так и сообщества людей. И весь его подход был нетривиальным: он лично рассказывал о проектах, вызывая интерес у других. Так в регион попал российский миллиардер Сергей Гордеев, который позже стал сенатором от Пермского края в Совете Федерации. Он прочитал программную статью Чиркунова в «Ведомостях» и в тот же день позвонил и заявил о готовности помогать региону. Вот так это работало.
Тогда же мы подготовили письмо от имени губернатора в адрес владельцев топовых компаний. В нем Олег Чиркунов объяснял, что регион готов развернуться к бизнесу и почему той или иной компании следует перенести штаб-квартиру в Пермь. Акция получилась неформальной и даже личной, но прицельной: доводы в пользу региона у нас были конкретные. В результате получили колоссальное количество откликов, зачастую просто эмоциональных – складывалось впечатление, что и для бизнеса такое взаимодействие в новинку. В дальнейшем, как мне кажется, экономический блок оказался не так успешен в продвижении проектов. Имею в виду то, что госуправленцам не всегда хватает маркетингового подхода и диалога с жителями или бизнесом, для которых они работают.
Вы сталкивались с такими ситуациями будучи предпринимателем?
– Приведу один пример, когда мы пришли в городскую администрацию с проектом главного пешеходного маршрута Зеленая линия. Для того чтобы проект состоялся, потребовалось взаимодействие нескольких департаментов города и семь-восемь месяцев упорной работы, по мнению городских чиновников. На наше счастье, у вице-мэра Надежды Кочуровой были иные планы. Она настояла на более сжатых сроках в полтора месяца и лично курировала проект, чтобы это получилось. В итоге через полтора месяца в городе появились «линии». А мы получили краевую премию в области культуры за успешную реализацию креативного проекта.
Получается, очень многое зависит от человека, принимающего окончательное решение?
– Вне всякого сомнения. В разное время приходилось продвигать проекты, и я всегда понимал, что важная задача найти такого человека высокого уровня, который заинтересуется идеей. Кроме того, он должен понимать необходимость изучения предпочтений тех, для кого проект реализуется. Если мы говорим о благоустройстве сквера или набережной, то чиновники не могут одновременно находиться в роли мамы с коляской, старушки и физкультурника. Поэтому всегда нужны исследования тех аудиторий, для которых мы и производим обновления. А город должен развиваться не только экономически, но и инфраструктурно – с точки зрения запросов от горожан.
Какие проекты для продвижения Пермского края в начале нулевых, к которым вы причастны, считаете знаковыми?
– Среди таких точно первые промышленно-экономические форумы. Изначально они проходили в Демидково. Это было большое событие с участием знаковых персон, экспертов, которые задавали тренды, в результате становившиеся основой для принятия судьбоносных решений.
Другой проект в области культуры мы начинали как часть акции федерального округа «Культурная столица Поволжья». Реализовали более 150 мероприятий – настоящий «котел» из идей и проектов. В итоге инициатива переросла в проект «Пермский край – территория культуры». Населенные пункты – от малого села до районного центра – могли получить грант порядка 12 млн рублей. Для муниципалитетов это были значительные суммы на развитие проектов в культуре. Муниципалитеты во главе с главами презентовали проекты на конкурсной основе. Мы создали не только возможность для развития территории, но и повышали эффективность муниципальных сотрудников. Приятно, что проект живет и развивается до сих пор.
Последние новости
Разработка туристической схемы для макротерритории «Большой Урал»
Видеоконференция собрала представителей различных министерств для обсуждения перспектив развития туризма.
Прямая линия по вопросам транспортного обслуживания в Перми
Граждане смогут обратиться с жалобами на качество транспортных услуг.
Заседание прокуратуры Пермского края: итоги и меры по улучшению правопорядка
Обсуждение состояния законности и трудовых прав граждан в регионе.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку