Источник нетленного богатства
По благословению митрополита Пермского и Кунгурского Мефодия в Кунгуре прошёл III Просветительско-образовательный форум «Серафимовские чтения.
По благословению митрополита Пермского и Кунгурского Мефодия в Кунгуре прошёл III Просветительско-образовательный форум «Серафимовские чтения. Память поколений»
Кунгурский Иоанно-Предтеченский женский монастырь всегда занимался просветительский деятельностью. В 1867 году в монастыре было открыто училище для девиц духовного звания, в 1892 году – церковно-приходская школа. Традиции просветительства продолжаются и сейчас – в новейшее время, после возвращения монастыря Русской Православной Церкви, здесь открыта детская Воскресная школа, уже в третий раз проводятся просветительско-образовательные «Серафимовские чтения». Серафимовскими они названы в честь прп Серафима Саровского, который в 1825 году благословил создание женского монастыря в Кунгуре.
Особенность «Серафимовских чтений» в Кунгуре в том, что здесь царит дух соработничества – вместе со священнослужителями выступают педагоги, музейные работники, сотрудники архива и, самое главное – учащиеся общеобразовательных и специальных профессиональных учреждений. Сотрудничество власти, религии и общества способствует духовно-нравственному и патриотическому воспитанию молодёжи, сохранению исторической памяти.
III Серафимовские образовательные чтения были посвящены 225-летию образования Пермской епархии, 200-летию основания Кунгурского Иоанно-Предтеченского женского монастыря и 80-летию Победы в Великой Отечественной войне. По каждому из направлений на пленарном заседании прозвучали доклады.
ВРЕМЯ ДУХОВНОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ . Доклад Высокопреосвященнейшего Мефодия, митрополита Пермского и Кунгурского «225 лет открытия самостоятельной Пермской епархии с кафедрой в г. Перми» зачитал проректор по научной работе Пермской духовной семинарии священник Алексий Сафронов . Миссионерская и просветительская деятельность Пермской епархии активно развивалась на протяжении двух столетий. В советский период, как и вся Русская Православная Церковь, Пермская епархия претерпела разорение и жестокий террор и была на грани уничтожения. Возрождение началось в 80-е годы 20 века – возвращение храмов, восстановление святынь. И только в начале 21 века Церковь Прикамья, можно сказать вновь встала на ноги, открывая монастыри, обретая новые святыни, проводя благотворительные акции, социальные проекты, образовательные форумы. Духовенство и миряне за 225 лет существования епархии пережили периоды духовного подъёма и спада. Но милостью Божией Пермская епархия живёт и развивается – строятся храмы, реализуются серьёзные проекты, направленные на духовное оздоровление нашего российского общества.
ПЕРЕМЕНЫ НЕОБХОДИМЫЕ И НЕИЗБЕЖНЫЕ.
- Мы собрались для того, чтобы молодое поколение, находящееся в зале, еще больше убедилось в том, что оно является жителем Великой страны, наследником Великой истории и живёт в очень интересное время, - начала своё выступление и. о. игумении Кунгурского Иоанно-Предтеченского женского монастыря монахиня ЕКАТЕРИНА (Верхоланцева) . Обращаясь прежде всего к присутствуюшей в зале молодежи она процитировала ЗАВЕЩАНИЕ Патриарха Алексия II молодежи:
« Дорогие мои! Мне 62 года. Вам приблизительно в три раза меньше. Очевидно, что вам придется жить в мире, который будет сильно отличаться от того мира, в котором я прошел всю свою жизнь за исключением оставшегося и самого сложного для меня отрезка. Общество, в котором будете жить вы, будет более жестким.
Я надеюсь, в нем будет меньше внешнего, государственного принуждения. Но оно само будет принуждать вас к действию, к выбору, к непрестанной активности, к борьбе за выживание и успех. А бремя свободы всегда жестко, всегда трудно.
Общество, в которое вы войдете (или в которое введут вас), будет небывалым еще в истории. Это не похвала ему. Это предостережение вам. Дело в том, что впервые общество конкурентной экономики будет создаваться в УСЛОВИЯХ духовной разрухи. Это, и много других необходимых духовных напоминаний может дать людям и наша Русская Православная Церковь. Но многие ли готовы услышать нас?
Надо ли кого-то убеждать сегодня, что даже на годы перестройки наше общество не стало в целом более духовным? Есть люди — и их, слава Богу, немало, — которые действительно смогли всерьез соприкоснуться с миром христианства и стали мягче, глубже, серьезнее. Но много ли их вы видите среди своих друзей и готовы ли вы сами всерьёз прислушаться к их суждениям?
Сегодня у нашего общества, по сути, нет общенациональных ценностей, а у людей, творящих новый образ жизни, нет религиозных вдохновений. Поэтому, боюсь, тяжким катком прокатятся перемены — необходимые и неизбежные перемены — по очень и очень многим судьбам, В том числе и вашим. Дай Бог вам мужества и терпения, умения самим переносить невзгоды, а главное — дай вам Бог умение замечать, когда вы сами причиняете боль другим.
Я - монах, и у меня нет семьи и нет детей. Но я знаю, ради чего я отказался от этой величайшей земной радости. Можно отказаться от любви к одному человеку и к тем, кто появляется на свет как плод этой любви, ради другой, большей любви - любви к Богу, ради призвания, ради возможности всецело посвятить себя служению всем людям.
Христианство говорит, что человек приходит в мир для того, чтобы после него мир стал хоть чуть-чуть светлее и добрее. Христианство говорит, что человек приходит в мир, чтобы дарить, а не чтобы потреблять. И прежде всего человек должен дарить самого себя. Боюсь, что сегодня человек воспитывается так, что он воспринимает самого себя как некое единое «чувствилище», услаждению которого должен служить весь окружающий мир.
И если в вашей жизни вы почувствуете, что в глубине вашего сердца есть пустота, которую не может заполнить ничто из того, что вам встретилось в мире, вспомните, что есть Христос, что есть Церковь.
С любовью, надеждой и тревогой за вас.
30 июня 1991 года».
- Мне было почти столько же лет, как вам сейчас, когда Святейший Патриарх сказал эти слова, - продолжила монахиня Екатерина. - Прошло 30 лет – и что мы видим? Мы можем подписаться под каждым его словом. Примите эти слова Алексия 11 как назидание вам, «с любовью и тревогой за вас», как он сказал.
- Друзья мои, жизнь с точки зрения христианства – это луч, который имеет точку начала и уходит в бесконечность. Каждый из нас, нравится вам это или нет, отрезок на этом луче, который называется «мой род». Мы связаны между собой и физически, и духовно. Это связь поколений. И очень важно чтобы вы как можно раньше поняли, что вы – часть рода, часть семьи, часть народа, часть государства.
В ПРЕДСТОЯНИИ ПРЕД БОГОМ . Разговор об истории монастыря монахиня Екатерина начала с высказывания Святейшего Патриарха потому, что он очень ёмко обозначил, кто такие монахи. Многие сейчас воспринимают монашество в лучшем случае как аскетически живущих людей, в худшем - как человека, который попал в сложную жизненную ситуацию типа несчастной любви, разбитого бизнеса, и деваться ему некуда и жить ему негде, поэтому пошел он в монастырь. Патриарх же говорит, что монах отказывается от всех земных радостей ради обретения не просто веры в Бога, а настоящей веры – такой, когда человек каждой клеточкой своего существа понимает, что он находится перед Ним, рядом с Ним и в постоянном контакте с Ним. Вера – это постоянное предстояние перед Богом. От Него невозможно спрятаться, Его невозможно обмануть. Человек, который приходит в монастырь, дерзает постоянно быть с Богом.
Кунгур – город православный. Здесь с момента его основания строились храмы, но наши предки понимали, что наибольшей духовной защитой для них было бы открытие в городе монастыря. Ведь именно обитель говорит о том, что город находится сугубо под покровительством Божиим. В 1695 году при храме Тихвинской иконы Божией Матери женский монастырь был открыт, но в 1762-м, во времена секуляризации, упразднен.
Однако, после войны 1812 года в селе Орда появилось сообщество вдов и молодых девушек, потерявших своих мужей и женихов на поле брани, решивших больше не выходить замуж, а жить общиной, служить Богу. Поселились сестры в Кунгуре при кладбищенской Предтеченской церкви. В 1825 году одна из сестер Мария Банникова отправляется в Саров к уже известному на тот момент всероссийскому старцу Серафиму Саровскому за благословением на создание монастыря в Кунгуре. Для людей понимающих фраза «благословение преподобного Серафима» определяет всё: это высочайшая милость, благодать Божия. И чувствуется, что она действует над Кунгурской обителью до сих пор.
ДВА ВЕКА – ДВА КОНТРАСТА . Официально монастырь зарегистрирован в 1868 году. У него появился Устав, светское покровительство, и свои благодетели купец А. С. Губкин и купец А. Г. Пиликин, которые занимались строительством монастыря. Репутация монастыря, как духовного и социально-просветительского центра росла. К концу 19 века в монастыре проживали насельницы не только из Пермского края, но и из Уфы, Казани, Рязанской, Иркутской губерний и даже из Якутии. В 1890 году в монастыре было 174 сестры, а в 1911 году – почти 400 насельниц.
Поскольку монастырь был нештатным, он не финансировался из государственной казны. Одним из главных источников дохода в монастыре был свечной завод, который обеспечивал свечами всю Пермскую епархию. К сожалению, в 1903 году монастырь потерял эту преференцию. Но оставались доходной статьёй все женские рукоделия, кожевенное производство, переплетное и тд. Ну и самое главное – это миссионерство и образование. В монастыре было открыто училище для девушек духовного звания, где было 118 человек обучающихся. Когда училище было переведено в Пермь, открылась в монастыре церковно-приходская школа – у людей появилась возможность научиться читать и писать. Также в монастыре А. С. Губкиным был открыт приют для детей-сирот.
О том, что монастырь рос и развивался говорит ещё один факт - в 1903 году заложен большой монастырский храм Рождества Иоанна Предтечи, который до сих пор является главной архитектурной жемчужиной города. Открыт храм в 1914 году, а в 1918 году уже закрыт. В 1921-м закрыт и монастырь. Для большого монастырского комплекса наступил век жизни за колючей проволокой, так как в советское время здесь размещались сначала трудовая коммуна, затем колония для несовершеннолетних, и почти 70 лет – исправительно-трудовая колония №30.
Идея возрождения Кунгурского Иоанно-Предтеченского женского монастыря родилась после визита в Кунгур Патриарха Алексия II в 1996 году. Новый Устав монастыря принят в 2005 году. В 2009-м из Бахаревского женского монастыря приехали первые насельницы во главе с матушкой Руфиной (Сидоровой). Только в 2015 году монахини смогли зайти на освобожденную территорию монастырского комплекса. И вот уже почти 10 лет с надеждой на благополучное будущее и на милость Божию здесь ведутся восстановительные работы. Но восстанавливаются и строятся вновь не только здания и сооружения, но и духовно-просветительская деятельность монастыря. Именно для этого, по инициативе игумении Руфины, в январе 2020 года было положено начало просветительско-образовательному форума «Серафимовские чтения. Память поколений».
Завершилась работа пленарной части нынешних Чтений выступлением доцента кафедры государственного управления ПНИПУ, кандидата исторических наук Михаила Геннадьевича Нечаева , который выступил с докладом «Вклад Молотовской епархии в дело Великой Победы».
БОГАТСТВО НЕТЛЕННОЕ И НЕКРАДОМОЕ . Как прозвучало в приветственном слове митрополита Пермского и Кунгурского Мефодия: «История Пермской епархии и церковной жизни города Кунгура – богатый источник для вдумчивого исследователя. Наша церковная история имеет богатый потенциал для духовно-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения. Наша задача сделать это богатство доступным для каждого жителя Пермского края».
Серафимовские образовательные чтения в Кунгуре вновь открыли широкий доступ к этому богатству. На четырех секциях, посвященных Святителю Тихону, Патриарху Московскому и Всероссийскому; увековечиванию памяти святых Собора Пермской митрополии; 80-летию Победы в Великой Отечественной войне и вкладу жителей Кунгура и Пермского края в это всенародное дело, выступили 21 докладчик.
В краеведческом квизе «Кунгур в годы Великой Отечественной войны» приняли участие 17 команд старшеклассников и студентов учебных заведений Кунгурского муниципального округа. Всего - 137 человек, в т.ч. молодежь – 102 человека.
Также в рамках образовательных чтений состоялся День открытых дверей Пермской духовной семинарии. Административно-преподавательским составом духовного учебного заведения была организована работа трех тематических станций: пастырской, регентской и иконописной, в каждой из которых преподаватели и студенты ПДС провели викторину и продемонстрировали навыки, приобретенные в процессе обучения. В Дне открытых дверей приняли участие молодые люди из Первого и Второго Кунгурских церковных округов, а также из Осы, Добрянки, Чайковского, Орды и Чернушки.
Доклады, прозвучавшие на пленарном заседании и тематических секциях, будут опубликованы на сайте: serafim-forum.pravorg.ru
Марина ШАМУРИНА
Последние новости
План противодействия коррупции в Администрации Суксунского муниципального округа на 2025 - 2028
План противодействия коррупции в Администрации Суксунского муниципального округа на 2025 - 2028 План противодействия коррупции в Администрации Суксунского муниципального округа на 2025 - 2028 годы утверждён распоряжен
Студентам филиала ГБПОУ "Кунгурский центр образования №1" в п. Суксун напомнили о дорожной безопасности
Студентам филиала ГБПОУ "Кунгурский центр образования №1" в п.
Эдуард Соснин представил итоги деятельности городских властей в 2024 году и планы на 2025 год губернатору Пермского края
Особое внимание глава Перми в своем докладе губернатору Пермского края Дмитрию Махонину уделил вопросам развития социальной сферы и благоустройства города.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований