Детский психолог Кунгурской больницы Наталья Акатьева: понять, принять, помочь

Дети так же, как и взрослые, часто сталкиваются с различными психологическими проблемами, справиться с которыми родители часто самостоятельно не могут.


Дети так же, как и взрослые, часто сталкиваются с различными психологическими проблемами, справиться с которыми родители часто самостоятельно не могут. К тому же, в последние годы мир переживает изменения, которые неизбежно влияют на психическое здоровье детей.

Современные технологии - от мобильных устройств до социальных сетей - создают новое пространство для общения и взаимодействия, и одновременно несут с собой риски, такие как кибербуллинг, одиночество и депрессию. Всё это чревато серьёзными психологическими проблемами у детей и подростков. Не менее важны и социальные перемены, такие как рост числа разводов и увеличение количества одиноких родителей. Все может вызывать чувство неуверенности и тревоги у детей, требующее профессионального вмешательства. На этом фоне крайне важной становится работа детских психологов, которые помогают детям адаптироваться и находить баланс в сложной социальной среде.

Как понять, что ребёнку нужна помощь психолога, каким образом происходит работа по решению детских проблем, почему некоторые родители не хотят обращаться к детскому психологу? На эти и другие вопросы отвечает медицинский психолог детской поликлиники Кунгурской больницы Наталья Николаевна Акатьева .

- Скажите, Наталья Николаевна, каким образом дети попадают к вам?

- В основном по самостоятельной записи или по направлению от специалистов. Может направить участковый педиатр, есть направления от психиатра. Плотно сотрудничаем с неврологом, потому что у нас часто бывают близкие ситуации, когда, например, приходят подростки с депрессиями, важно понять: это неврологическая или всё же психологическая проблема. Бывает, приходят по направлению от кардиолога. Когда в поликлинике работал эндокринолог, было много направлений от этого специалиста. Например, если ребёнок полный, надо было разобраться, связано это с медицинскими проблемами или с психологическими. Бывает, учителя направляют или школьные психологи. В составе моих клиентов основная часть, больше тысячи, это подростки 7-14 лет, около 300 - дети от 3 до 7 лет, порядка двухсот человек - 15-17 летних.

- Какие основные проблемы у детей?

- Для детей 3-6 лет - это страхи, связанные с адаптацией в детском саду, от просмотра страшных мультфильмов и фильмов, которые в открытом доступе есть в телефоне. У ребят от 7 до 14 лет главная проблема - это отношения с одноклассниками, учителями, трудности в освоении учебной программы, этапы взросления. Отношение со школой - это вопрос, который волнует и родителей, и детей. Родители недовольны тем, что дети ничего не делают (не хотят или не могут), не слушают, и это становится причиной детско-родительских конфликтов. Дети обижаются на родителей, потому что не получают ожидаемой поддержки, не чувствуют заботы и любви. Возникают недопонимание и взаимные обиды. Для более взрослых ребят - это отношения со сверстниками, первая любовь, переоценка ценностей, накопление социального опыта. Причины возникновения трудностей разные: буллинг (регулярные акты агрессии в классе, в школе, в коллективе сверстников), сложные отношения с учителями и родителями, развод родителей, алкоголизация семьи, неразделённая любовь, непринятие себя, непринятие общества, суицидальные мысли, депрессия, тревожно-фобические состояния. Эти проблемы связаны с пониманием себя в обществе, принятием себя, с самоидентификацией.

К СВЕДЕНИЮ

Детский психолог в медицинском учреждении - это специалист, который способен обеспечить ребёнку гармоничное восприятие не только его личности, но и окружающей среды, обладающий профессиональным психологическим образованием и дополнительно имеющим подготовку по клинической психологии. Сейчас есть развитая сеть профессионально работающих психологов во всех образовательных и медицинских организациях края. Сегодня детские психологи используют многочисленные эффективные методики. Занятия проводятся индивидуально и в группах. В сферу их деятельности входят диагностика, консультирование, коррекция детей по решению проблем, среди которых различные страхи, депрессивные, тревожные и стрессовые состояния, неорганизованность, невнимательность, высокий уровень активности, трудности в общении, нарушения эмоционально-волевого поведения, сложности адаптации, утрата контакта с родителями и другие.

В Кунгурской больнице для решения проблем несовершеннолетних в 2005 году была введена ставка медицинского (клинического) психолога детской поликлиники. Этот специалист оказывает психологическую помощь в кризисных ситуациях, в разрешении конфликтных ситуаций, коррекции поведенческих нарушений. С каждым годом востребованность детского психолога возрастает. На протяжении последних трёх лет ежегодно профессиональную психологическую помощь получают порядка 1700 детей.


- В чём заключается ваша помощь?

- Главное - это мудрое слово, уважение к ребёнку, независимо от того, сколько ему лет. Дети очень тонко чувствуют отношение взрослого к нему. Я хочу, чтобы он понимал, что я его не отталкиваю, я хочу понять и принять его таким, какой он есть. С теми, кто помладше, использую в работе психотерапевтические сказки. Через эту технику можно побороться со страхами, навязчивыми идеями, стать сильнее и храбрее. Такие занятия увлекают, дети выполняют разные сказочные задания. Для более взрослых, 8 - 14 лет, работаем по формированию волевого поведения, что должно быть сформировано родителями. Так, например, с подростками всегда можно договориться о выполнении каких-то домашних обязанностей: мытьё посуды, уборка постели, чётко определять время игр в телефоне. Реакции бывают разные: до принятия правил в семье и неукоснительное их выполнения с похвалой для ребёнка или, наоборот, родители и дети считают, что это только игра и поэтому часто просто отмахиваются от рекомендаций. Для самых старших ребят провожу тренинги уверенного поведения, психотерпевтические сессии с разбором разных житейских историй.

- Как вы выявляете проблему, которая приводит к вам детей и родителей?

- Когда семья приходит ко мне на консультацию, предъявляют жалобы, я задаю вопросы, уточняю запрос родителя и ребёнка, что их привело к психологу, выстраиваю разные предположения (гипотезы), о том, что происходит с ребёнком. Далее в процессе работы гипотеза подтверждается, и мы начинаем корректировать состояние, поведение, отношения несовершеннолетнего с самим собой, родителями, обществом. На основе полученных сведений и строятся задания, упражнения, сессии с каждым ребёнком, учитывая при этом его индивидуальные и возрастные особенности.

- Вероятно, важно, чтобы ребёнок доверял вам? Как вам удаётся расположить его к себе?

- Главный принцип работы - не навреди! В чём он заключается? В уважении к личности ребёнка, независимо от его возраста. Например, говорю ребёнку, что наш разговор с ним конфиденциальный, то есть разговор сохраняется в тайне. Бывает, что родители при нашем разговоре не присутствуют, поэтому в конце общения я всегда спрашиваю, что из того, что узнала, я могу рассказать родителям. Это важное правило - соблюдение границ личности ребёнка. То же самое должны понимать и дети при общении с родителями, они тоже должны соблюдать их личные границы, то есть, уважать родителей! Понимаю, что родителям очень трудно воспитывать ребят, которые обладают широким информационным полем, другими жизненными ценностями. Я не против контроля родителей над детьми, контроль необходим. Но, опять же, главное - не навреди. То есть, не переступай ту грань в отношениях, когда тебе доверяют. И даже если ребёнок закрывается от твоих вопросов, подожди, дай ему собраться с мыслями, пережить ситуацию, и он обязательно расскажет родителям, что случилось. Отсюда и начинается доверие между взрослыми и детьми.

- Занятия предполагают только разговоры в вашем кабинете?

- Нет, у нас в детской поликлинике есть сенсорная комната, где проходят групповые занятия и где с помощью кинезиотерпии,с помощью разных упражнений корректируются и развиваются когнитивные процессы, такие как память, мышление, внимание. Для более старшего возраста проводятся занятия, где отрабатывается взаимодействие, поддержка, формируются коммуникативные навыки.

- Как вы понимаете, что достигли или не достигли результата?

- С каждым ребёнком бывает по-разному. Подростков по окончанию курса занятий, а это максимум 10 занятий, я спрашиваю, нужно ли ему дальнейшее сотрудничество со мной? Если нет, то мы завершаем встречи. Если подросток желает продолжить, мы определяем, что бы он ещё хотел обсудить. Если подросток ходил на занятия без родителей, встречаюсь с родителями отдельно, или предлагаю встретиться всем вместе, потому что у ребёнка есть, что сказать своим родителям, и родители делятся своими наблюдениями. Если это младший возраст, интересуюсь у родителей, видят ли они изменения в поведении. Если нет, выясняю, что ещё надо сделать. И мы устраиваем такую встречу, где каждый член семьи говорит о том, что было, что стало, и что бы он хотел дальше. Это бывает сложно сделать, но, если родители заинтересованы в своём ребёнке, они точно приходят и обсуждают ситуацию.

ИЗ БИОГРАФИИ

Психологическая деятельность Натальи Акатьевой началась в 1992 году после окончания факультета психологии Пермского государственного педагогического института. Первым местом работы была школа № 18, где Наталья Николаевна проработала 23 года в должности заместителя директора по воспитательной работе и психолога образования. Кстати, в этом качестве 32 года назад Наталья Николаевна стала первым таким специалистом в Кунгуре. Позже, благодаря Наталье Акатьевой, в городе появились психологическая служба, Ассоциация педагогов-психологов и сеть школьных служб примирения. В 2005 году Наталья Николаевна начала работать медицинским психологом в детской поликлинике Кунгурской больницы. В социально-медицинском кабинете опытный психолог помогает не только детям, оказавшимся в трудной ситуации, но и их семьям. Несмотря на большой объём работы, Наталья Николаевна регулярно повышает своё образование, чтобы быть в курсе всех новых приёмов и методов психологической работы, которые отвечают запросам современных детей и их родителей.


- Каковы, на ваш взгляд основные ошибки родителей в отношениях с детьми? Чего они не видят, не замечают?

- Часто проблема бывает в том, что ребёнку просто не с кем поговорить дома, потому что ребёнок одинок в семье. Выход один: надо разговаривать с детьми. Всем! В первую очередь родителям - мамам и папам. Не толкать им в руки с младенчества телефоны, потому что с этого начинается зависимость от гаджетов и так называемое цифровое слабоумие. Я не против интернета, но им нужно пользоваться дозированно. Если ребёнок сложный, трудный и не успевает в учёбе, то использование интернета сократить до минимума. При отсутствии контроля это может стать причиной тревожности, зависимости, страхов, ночных кошмаров. Поэтому - все строго и в меру! Есть и другие проблемы, которые родители, как минимум, должны знать. Например, у детей сейчас практически нет компаний. Они переписываются в телефоне, общаются интернете. Есть такое понятие «алекситимия», которое обозначает затруднение в понимании своих эмоциональных состояний, что приводит к проблемам коммуникации из-за неспособности выразить чувства словами. А отсутствие умения общаться приводит к проблеме развития социального интеллекта, который необходим личности для жизни в обществе. Дело не только в интернете. Литература «ушла» в тесты. Устный пересказ часто заменяется письменным. Дети не читают, а это влияет на речь и на способность передавать эмоции, что со временем может обернуться серьёзными психологическими проблемами.

- Не секрет, что далеко не все взрослые люди, в том числе родители, всерьёз относятся к психологам. Сталкиваетесь ли вы с этим?

- Те, кто не верят психологам, они и не приходят. Из тех, кто приходят, большинство - это мамы. Но хочу заметить, что, если в начале моей работы папы не приходили на приём к детскому психологу совсем, то сейчас из десяти приёмов в день, на три ребята приходят с отцами. И это меня радует. Папы стали приходить не только на приёмы, но и на сеансы семейной терапии. Не все, конечно. Чаще это 30-35 летние отцы, те, кто уже привыкли к психологам в школах и детских садах, где эти специалисты уже есть. Более старшее поколение отцов, отождествляют психолога с психиатром, не понимая, что у нас совершенно разные цели и задачи, и просто самоустраняются от воспитания своих детей.

- Что вы можете сказать людям, не верящим психологам?

- У каждого человека есть свои трудности. Каждый решает сам, как с ними справиться: кто-то рассказывает о них на кухне друзьям, подругам, и этим довольствуется, другие решают проблему профессионально и двигаются вперёд. Я всем желаю и рекомендую двигаться вперёд. Психолог - это не помеха, это человек, который может тебя понять, принять таким, какой ты есть и, возможно, поможет найти решение. Потому, что психологи обладают теми знаниями, которыми не всегда владеют наши родители, дети, учителя. Не надо нас бояться!

Евгения Берклунд
Фото из личного архива

Газета «Искра» № 10 (17246) от 30.01.2025 г.

Искра_Кунгур©iskra-kungur.ru

Последние новости

Из Пермского края на передовую: «Эстафета Победы» прибудет на фронт

          В рамках акции по сбору гуманитарной помощи защитникам Отечества в зону СВО, организованной Избирательной комиссией Пермского края совместно с ТИК Орджоникидзевского района г. Перми,

В Карагае прокурор в судебном порядке добивается обеспечения инвалида необходимыми техническими средствами реабилитации

Прокуратура Карагайского района Пермского края провела проверку обращения 64-летнего местного жителя о нарушении его социальных прав.

Губернатор Прикамья Дмитрий Махонин рассказал о первом заседании Молодежной дирекции

На нем лидеры молодежи представила свои проекты в рамках статуса Перми как «Молодёжной столицы России – 2025».

Жизнь после зависимости

Путь к восстановлению

На этом сайте вы сможете узнать актуальные данные о погоде в Керчи, включая прогнозы на ближайшие дни и часы

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *